Что делать бизнесу в кризис?

Бизнес – это не только про прибыль и продвижение своего продукта или услуги, но и о рисках, с которыми постоянно придется сталкиваться на всех этапах развития проекта. В особенности приходится тяжело, когда компания испытывает мощное давление в результате внешних факторов.
Решили разобраться, как себя чувствует бизнес в кризисе, какие есть типы кризисных ситуаций и, как итог, что делать, если бизнес столкнулся с трудностями.
Кризис в бизнесе наступает, когда неожиданно возникшая проблема ставит под угрозу стабильность компании или организации. Сложности могут возникнуть либо внутри компании, либо могут быть вызваны внешними факторами (например, очередные коронавирусные волны или ограничения, вызванные введенными санкциями в 2022 году против РФ). Существует большая вероятность обострения ситуации до такой степени, что она в любой момент может выйти из-под контроля. Если оставить эту проблему без внимания, то она окончательно нанесет ущерб бизнесу или приведет к его полному краху.
По каким параметрам определить, что ваш бизнес в «опасности»?
-Во-первых, возникшая проблема должна представлять непосредственную угрозу для компании.
-Во-вторых, в ситуации должны присутствовать элементы неожиданности или шока.
-В-третьих, из-за серьезности проблемы, а также ее неожиданного характера, ситуация будет оказывать давление на бизнес и требовать принятия своевременных и эффективных решений. Знание элементов, из которых состоит кризис в бизнесе, может помочь выявить эти проблемы, пока ещё не поздно.
Однако иногда кризисы неизбежны, как мы упомянули ранее, они могут быть вызваны внешними факторами, не связанными конкретно с компанией: то есть ваш бизнес полноценно функционирует, но при этом вы понимаете, что придется принимать серьёзные решения, так как компания испытывает давление извне.
В этом случае стоит обратиться к системе антикризисного управления, которая позволит вам «подготовиться» к кризису – устранить или предотвратить кризисное состояние. Однако, чтобы использовать эту систему, важно понимать, с каким конкретным типом кризиса столкнулась ваша компания.
Мировые антикризисные коммуникации различают 8 основных видов кризиса – это:
-Финансовый кризис;
-«Кадровый» кризис (затрагивающий неэтичное поведение сотрудника);
-Корпоративный кризис;
-Технологический кризис;
-Природный кризис;
-Конфронтационный кризис;
-Кризис нарушения трудовой дисциплины;
-Кризис злонамеренности;
Мы разберем некоторые из них.
1) Финансовый кризис возникает, когда бизнес теряет стоимость своих активов и компания не в состоянии выплатить долг. Как правило, это вызвано значительным падением спроса на продукт или услугу. В таких случаях компании приходится «распределять» средства, чтобы покрыть неотложные расходы. Затем необходимо пересмотреть источники дохода и искать новые способы получения прибыли и её увеличения.
Американская авиакомпания Delta Air Lines в 2005 году признала себя банкротом. Спрос на авиаперевозки снизился. Однако в 2007 году компании удалось преодолеть банкротство и уже к 2020 году запустить программу распределения прибыли.
2) «Кадровый» кризис возникают, когда сотрудник компании оказывается непосредственным участником какой-либо неэтичной или незаконной ситуации, которая может привести к серьёзным последствиям, отразившимся на компании (в частности, на ее репутации). В таких случаях необходимо определить масштаб ситуации, определить соответствующие дисциплинарные меры и то, насколько серьезно человек нарушил ценности вашей компании.
В самый разгар движения «Black Lives Matter» 2020 года бывший генеральный директор CrossFit Грег Глассман заявил на встрече, что «он не скорбит о смерти Джорджа Флойда». Он также заявил, что расизм и жестокость полиции не являются системными проблемами. После принесения извинений он покинул свой пост.
3) Корпоративный кризис включает в себя ситуации, когда компания существенно нарушает права своих потребителей или сотрудников. Вместо того чтобы создавать взаимовыгодные отношения, такие организации используют своих клиентов как средство извлечения выгоды для компании или используют своих сотрудников, чтобы «сохранить лицо».
Данный тип кризиса подразделяется еще на 3 подгруппы:
А) Кризис обмана: возникает, когда компания сознательно лжет о размещенной информации о продукте или фальсифицирует публичные данные.
Б) Кризис неправомерных действий руководства: является результатом того, что руководство компании добровольно и сознательно занимается незаконной деятельностью.
В) Кризис искаженных ценностей управления: возникает, когда высшее руководство ставит краткосрочную финансовую выгоду выше социальной ответственности и пренебрегает интересами заинтересованных сторон – клиентов и сотрудников.
Известная компания Google в 2020 году столкнулась с обвинениями в шпионаже за своими сотрудниками. Компания незаконно прослушивала разговоры сотрудников, которые высказывали свои недовольства по поводу рабочего процесса.
Важно понимать, что, когда вы начинаете свой бизнес – основываете компанию или создаете проект, – нужно заранее подготовиться к кризисным ситуациям. Поэтому не забывайте:
1) Планируйте стратегию ваших дальнейших действий: напишите сценарий развития событий, какими вы видите дальнейшие шаги вашей компании. Не забывайте о деталях и всех возможных вариантах, даже если они кажутся вам безумными;
2) Разрабатывайте «новую» бизнес-модель: модель, которую вы использовали при создании бизнеса, уже не будет актуальна, поскольку кризис всегда ведет к кардинальным изменениям и пересмотру функционирования компании.
3) Не забывайте о команде: изучите, как ваши сотрудники будут взаимодействовать с клиентами. Возможно, вам потребуются тренинги или мастер-классы.
4) Будьте современными: постепенно внедряйте инновации, чтобы легче взаимодействовать с клиентами и потенциальными инвесторами. Например, если ваша компания активно развивается в социальных сетях и ведет бизнес там, не забывайте, что могут возникнуть ситуации, когда вход в социальные сети будет ограничен. Поэтому лучше создать собственный веб-сайт, благодаря которому вас легко смогут найти.
Источник: ссылка

Анастасия Андриянова