Как выбрать эффективную организационную структуру?

Когда вы начинаете бизнес, вы составляете бизнес-план. Ваша организационная структура является ключевым элементом этого плана.
Почему это так важно? Система, которую вы выберете, будет определять, как ваш бизнес будет функционировать на ежедневной основе. В этом смысле она может означать разницу между успехом и неудачей.
Если вы думали, что все так просто и начальнику достаточно руководить своими сотрудниками, то вы удивитесь, как много организационных структур существует на выбор. Традиционные структуры управления «сверху–вниз» сталкиваются с вызовами со стороны более современных, реляционных систем.
Традиционная организационная структура (линейная)
Традиционная организационная структура похожа на пирамиду. На самом её верху – генеральный директор. Ниже располагаются все, кто подчиняется генеральному директору. Далее располагаются люди, которые подчиняются этим руководителям.
По сути, самый “старший” человек находится на вершине пирамиды, и каждый уровень опускается на ступень ниже, пока не останутся сотрудники, не имеющие никого в подчинении.
Функциональная или дивизиональная?
Традиционные организационные структуры могут быть функциональными или дивизиональными. Это определяет то, как вы делите группы по мере продвижения вниз по пирамиде.
Крупным компаниям лучше подойдет использовать функциональную организационную структуру, особенно тем, которые производят всего несколько видов товаров или предоставляют несколько видов услуг. В функциональной системе сотрудники распределяются по категориям в зависимости от их ролей, объединяясь благодаря навыкам и опыту. Например, в компании может быть отдел кадров, отдел продаж и отдел маркетинга. В каждом из этих отделов есть свои команды. Поскольку иерархия проста, сотрудники знают одного руководителя, которому они должны подчиняться, а не нескольких. Это упрощает коммуникацию и уменьшает путаницу среди сотрудников.

Недостатки функциональной организационной структуры
Однако нужно понимать, что функциональная система обладает жесткой структурой, в которой трудно внедрять инновации. Сотрудник какого-либо отдела может не владеть всем объемом информации. А руководители, в свою очередь, склонны принимать решения, не посоветовавшись с отделом, что легко может привести к межличностным конфликтам.
Дивизиональная (дивизионная) организационная структура отличается тем, что в ней люди делятся на основе конкретных проектов, продуктов, над которыми ведется работа, а не отделов. Такая система может быть предпочтительна для крупных организаций. Компании, использующие дивизиональную структуру, обладают одной или несколькими из следующих характеристик:
- продажа широкого ассортимента продукции, ориентированной на клиента;
- предложение услуг как для клиентов, так и для бизнеса;
- рекламные кампании;
- продвижение бренда в различных географических регионах;
- работа с крупными клиентами, нуждающихся в индивидуальном подходе;

Недостатки дивизиональной организационной структуры
Первый и главный недостаток заключается в том, что она может вызвать “противостояние” между руководителями отделов: из-за неправильного распределения средств или ресурсов. Иногда отделы пытаются воспользоваться преимуществами других, “перехватывая” работу. Более того, поскольку каждый из отделов отличается друг от друга, это может привести к повторению действий, в результате чего система окажется намного дороже (например, отдел А заказывает материалы в размере 1000 единиц, после этого отдел Б заказывает такие же материалы, но только в размере 2000 единиц).
Независимо от того, функциональная это структура или дивизиональная, преимущество традиционной организационной структуры в существовании четкой системы подчинения. Сотрудники знают, куда обращаться со своими проблемами и кому они подчиняются, поскольку у них есть назначенный руководитель. Также для сотрудников важно единение и командный дух, так как они работают рядом с коллегами в своей области и им легко будет делиться идеями и советами.
Матричные системы
Помимо традиционных организационных структур существует и матричная система, которая рекомендована для управления несколькими проектами. Вы можете объединить функциональную и дивизиональную структуры, создав матричную систему, в которой люди распределяются по отделам, а затем снова разделяются на дивизиональные проекты и продукты. Преимущество матричной структуры заключается в том, что она предоставляет больше автономии каждой команде, сохраняя при этом связь между руководителями.

Недостатки матричной организационной структуры
Один из распространенных недостатков матричной структуры – это путаница между руководителями, вовлеченными в проекты. Поскольку распределение полномочий между руководителем отдела и руководителем проекта может быть не так четко определено, есть вероятность возникновения путаницы в отношении конкретных управленческих ролей (что скажется и на работе сотрудников, которые не всегда будут уверены в том, кому они подчиняются).
Так как в матричной структуре не один руководитель, а несколько, то и процесс принятия решений может занимать больше времени, чем в традиционной структуре.
Почему так важно наличие организационной структуры?
- Предоставляет возможность планирования управления: организационная структура помогает компании более стратегически планировать будущее, чтобы достичь своих целей. Она может помочь определиться с процессом трудоустройства и тем, как компания планирует расширяться в будущем.
- Улучшает процесс принятия решений: позволяет компании понять, как информация распространяется, будь то от руководителей к менеджерам, от менеджеров к сотрудникам или от сотрудников к сотрудникам. Также легче понять, кто принимает решения и к кому обращаться в случае возникновения проблем.
- Повышает уровень заинтересованности сотрудников: наличие организационной структуры наделяет каждого сотрудника конкретной ролью в компании. А также помогает сотрудникам понять, как их работа соответствует взглядам компании, и может способствовать более эффективной командной работе и реализации поставленных целей руководства.
Как выбрать организационную структуру для бизнеса?
- Стратегия: подумайте о том, как будет функционировать ваш бизнес. Будет ли у него несколько постоянных отделов? Или выполняемая работа будет существенно меняться с течением времени?
- Размер компании: на организационную структуру влияет размер организации. Крупные организации, как правило, имеют большую специализацию работы, больше вертикальных уровней, правил, норм и так далее. Зная, размеры вашего бизнеса, вы сможете и определиться с подходящей организационной структурой.
- Технологии: будут играть важную роль в функционировании бизнеса, особенно если члены команды работают удаленно. Им понадобятся коммуникационные каналы: кто-то, кому можно отчитаться, и кто-то, к кому можно обратиться за помощью.
Источники: euruni.edu , indeed.com

Анастасия Андриянова